<style>.lazy{display:none}</style>Uncategorised
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Новости техникума

More in Новости  

 

Логотип ФП ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ
banner proftet circle 2024

 

Логотип ООО "Бостон"

boston logo

 Алина Александровна Иванова. Областное Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение  «Ульяновский Техникум Отраслевых Технологий и Дизайна». Преподаватель дисциплин: Флористика и декор, Ландшафтный дизайн, Лоскутное шитьё и аппликация, Плетение кружев и вышивка, Народные промыслы.

Несмотря на то, что первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России ещё в 90х годах, педагоги и по сей день открывают для себя всё новые и новые пути в обучение студентов с ограниченными возможностями. Наличие в образовательном учреждении коррекционных или инклюзивных групп предполагает некоторые особенности в составлении образовательных программ, а также в ведении занятий, как теоретических, так и практических.

В течение пяти лет работы с группами коррекции, большая часть которых состоит из учащихся категории восьмого вида, в мою профессиональную копилку успели добавиться множество навыков и правил, которые способны облегчить учебный процесс, как для педагога, так и для обучающегося.

Восьмой вид – категория учащихся, которые имеют те или иные отклонения в плане умственного развития. Чаще всего в коррекционных группах можно встретить ребят с диагнозом «Лёгкая умственная отсталость», прописанной в заключении психолого-медико-педагогической комиссии. Но, даже не смотря на то, что данные учащиеся числятся в учебном заведении как «слушатели» и по окончанию техникума получат не диплом, а свидетельство об обучении, педагоги должны обеспечить им возможность получения основных навыков профессии и социальной адаптации. В данной статье я опишу две категории правил (морально-этические и физические), которые могут помочь педагогу в работе с такими группами. Рассмотрим подробнее каждую из категорий.

Особенности морально-этического характера

К морально-этическому аспекту относятся те правила, соблюдение которых необходимо для того, чтобы в коллективе всегда было комфортно и безопасно. Каждый педагог знает, насколько важно поддерживать качественные отношения с обучающимися, и позитивную атмосферу на занятиях. В случае, когда в группе нет доверия, нет нормального общения, не возникает чувство защищенности, это приводит к снижению эффективности учебного процесса и к ухудшению физического и психического здоровья всех членов коллектива. Далее я приведу несколько правил, которые могут помочь педагогу в проведении практических занятий. Эти правила не являются обязательными для исполнения, но они полезны для развития коллектива.

  1. Не проявляйте жалость к обучающимся с инвалидностью

Наиболее распространённой ошибкой является проявление жалости к обучающимся с особыми потребностями. Вы можете видеть перед собой инвалида, имеющего некоторые ограничения, но этот человек себя таковым не считает. Он пришёл получать образование наравне со всеми, и потому ждёт от вас такого же отношения, как и к остальным людям. Демонстрация жалости может иметь оскорбительный характер, а также нанести психологические травмы. Кроме того, некоторые обучающиеся, чувствуя ваше особое к ним отношение, могут начать отлынивать от работы, зная, что вы их пожалеете. Будьте внимательны, не давайте себя обманывать. Инклюзия означает равенство. Ваша задача - это равенство обеспечить.

  1. Не упоминайте о наличие ограниченных возможностей в присутствии обучающегося

Не стоит лишний раз акцентировать внимание на том, что обучающиеся в коррекционной группе имеют отличия от остальных ребят. В некоторых случаях есть вероятность того, что обучающиеся восьмого вида сами могут не знать о присутствии в их жизни какого-либо заболевания. Напоминание или разъяснение им данного факта может привести к проявлениям апатии и депрессивного состояния.

  1. Не сравнивайте обучающихся

Во время практической деятельности уровень успеваемости каждого отдельного обучающегося может сильно отличаться от уровня его одногруппников. Не пытайтесь мотивировать отстающих успехами их коллег, если не хотите получить обратный эффект. Если у вас есть возможность, дайте им задание, которое будет чуть меньше по уровню сложности, но и не допускайте, чтобы они слишком сильно отставали. Старайтесь поощрять даже небольшие достижения, мотивируя на дальнейшую работу. В противном случае ребята могут просто перестать приходить на занятия, где их старания не ценят.

  1. Не игнорируйте отстающих

Даже если вам кажется, что кто-либо из ваших обучающихся не сможет освоить навыки выбранной им профессии – ни в коем случае не стоит просто от него отмахиваться. Прохождение тяжёлого пути обучения может дать подростку возможность открыть в себе другие таланты, которые в будущем помогут ему найти себя в жизни. В моей практике не раз бывали ситуации, когда обучающиеся в силу своих ограничений не могли освоить тот или иной блок профессии. Та же самая вышивка даётся далеко не всем людям. Тем не менее, кроме неё есть множество различных направлений в оформлении одежды, в одном из которых отстающий может стать преуспевающим. Преподавание в коррекционных группах подразумевает наличие индивидуального подхода к каждому учащемуся, понимания его сильных и слабых сторон.

Особенности физического характера

            Сюда входят правила, касаемые непосредственно физических возможностей обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Как уже указывалось ранее, далеко не все обучающиеся способны выполнять все блоки практической работы. Часто, проблема кроется в сопутствующих заболеваниях. В группах коррекции ребята, помимо основной нозологии, могут иметь одну или даже несколько сопутствующих. Ограничения восьмого вида могут сопровождаться проблемами со слухом и зрением, нарушениями опорно-двигательного аппарата и мелкой моторики. Каждое из данных ограничений требует к себе отдельного подхода.

            Работа со слабослышащими

            При работе с группами коррекции и инклюзии вы, рано или поздно, столкнётесь со слабослышащими обучающимися. Данная группа потребует от вас постоянного зрительного контакта при разговоре и разъяснении материала. Старайтесь говорить достаточно громко и чётко. Многие слабослышащие имеют небольшие либо значительные нарушения речи. Вполне вероятно, вам потребуется некоторое время, чтобы привыкнуть к особенностям речи таких обучающихся. Ни в коем случае не игнорируйте человека, если вы его не поняли, это может произвести негативное впечатление. Лучше честно сказать ему, что вы не поняли и попросить повторить ещё раз.

            Работа с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА)

            Разновидностей ОДА может быть огромное множество, сюда входят как инвалиды-колясочники, так и обучающиеся с детским церебральным параличом. Всех их во время работы и обучения объединяет одно правило - «Спрашивайте, прежде чем помогать».

            Каждый педагог стремится создать на своих занятиях условия, комфортные для всех обучающихся. Но в некоторых ситуациях этот «комфорт» может быть неприемлемым. Желая оказать помощь в передвижении или любом другом действии, не забудьте сначала спросить, нужна ли эта помощь вообще. Не пытайтесь толкать инвалидное кресло или брать под руку человека с костылём без разрешения. Навязывание помощи человеку с инвалидностью может поставить его в неудобное положение перед другими обучающимися.

Работа со студентами с нарушениями мелкой моторики

            Нарушения мелкой моторики частое явление для групп коррекции. В моей практике была девушка, которая не могла контролировать движение пальцев левой руки. Такая особенность физически не позволяла ей освоить модуль по вязанию кружев, так как в подобной работе необходимо хорошо владеть обеими руками. Тем не менее, в течении некоторого времени выход был найден. Девушка не могла обеспечить нужное натяжение нити, поэтому было решено создать это натяжение при помощи стоящей на столе коробки. Нить прижималась коробкой, и оставалось только подхватывать её крючком, держа его здоровой рукой.

Данный случай наглядно демонстрирует то, что из любой ситуации можно успешно выйти, а к любому человеку можно найти подход, если приложить достаточно усилий.          

Алина Александровна Иванова.

Областное Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение  «Ульяновский Техникум Отраслевых Технологий и Дизайна».

Преподаватель дисциплин: Флористика и декор, Ландшафтный дизайн, Лоскутное шитьё и аппликация, Плетение кружев и вышивка, Народные промыслы.

  1. На фотографии изображена работа одного из обучающихся второго курса профессии «Рабочий зелёного хозяйства» по дисциплине «Флористика и декор». Тема занятия: «Построение плоскостной композиции». Изделие: открытка из бумажных цветов ко дню матери.osob zanyat 1
  1. Демонстрация основных элементов вязания крючком при изготовлении образцов изделий «Подставка под горячее из трикотажной пряжи» для второго курса профессии Швея по дисциплине «Плетение кружев и вышивка».osob zanyat 2
  1. День открытых дверей, проводящийся в техникуме для обучающихся 8-9 классов коррекционных школ. Проведение мастер-класса по дисциплине «Плетение кружев и вышивка», раздел – макраме. Школьникам демонстрируется процесс изготовления простого декоративного китайского узла «Крест» из шнурковой пряжи разных цветов, с возможностью самостоятельного выполнения. Готовые изделия школьники могут забрать с собой на память.osob zanyat 3
  1. Обучающиеся второго курса профессии «Рабочий зелёного хозяйства» во время прослушивания рекомендаций по выполнению творческого группового задания «Панно» по дисциплине «Флористика и декор». На столе размещены материалы для изготовления изделия: рамка для фото, искусственные цветы и зелень, декоративные элементы в виде веточки хлопка и ротанговых шаров разного размера.osob zanyat 5
  1. Процесс проведения лекционного занятия по дисциплине «Флористика и декор» на тему «Изготовление, оформление, декорирование композиций» с использованием искусственного материала в качестве демонстрационных примеров.osob zanyat 4
  1. Обучающаяся первого курса профессии «Швея» на дисциплине «Лоскутное шитьё и аппликация». Тема: «Распознавание ручных и машинных швов». Девушка рассматривает швы на отрезе ткани, пытаясь определить, к какой категории они относятся.
  2. osob zanyat 6
Copyright © 2024 ОГБПОУ "Ульяновский техникум отраслевых технологий и дизайна"
Яндекс.Метрика